Разорение отменяется


Федерация европейских ассоциаций риск-менеджмента (FERMA) представила обучающую программу PRORIM (практический риск-менеджмент в режиме онлайн). Программа дистанционного обучения предназначена для руководителей малого и среднего бизнеса, которые с ее помощью смогут научиться выявлять опасности и управлять рисками бизнес-процессов, что снизит вероятность финансовых потерь и разорения таких компаний. По словам руководителя рабочей группы PRORIM Пола Тейлора, малые и средние предприятия в наибольшей степени подвержены влиянию разрушающих факторов. Программа подготовлена национальными ассоциациями риск-менеджмента Франции, Германии, Италии и Великобритании с участием Университета Вероны и Института риск-менеджмента Великобритании под общим руководством FERMA.

Автор Admin 10 июля, 2008

Страховка не спасет


Существенная часть рисков, сопровождающих внешние IPO, успешно управляется при помощи программ страхования ответственности. Однако даже при наличии таких программ не стоит забывать, что реализация рисковой ситуации приводит к существенным имиджевым потерям, которые напрямую отражаются на рыночной стоимости компании.

Большая часть дополнительных рисков возникает уже после проведения IPO. Успешное существование компании в статусе публичной будет невозможно без постоянного мониторинга финансовых показателей, абсолютной прозрачности и беспрекословного следования требованиям и рекомендациям бирж, консультантов, рейтинговых агентств и регуляторов международных фондовых рынков. Эффективное управление рисками после размещения предполагает также ежедневную фильтрацию информационных поводов, затрагивающих деятельность нового эмитента.

Мероприятия по поддержанию публичности становятся существенной частью затрат эмитента. К сожалению, компании, собирающиеся провести IPO, не всегда отдают себе в этом отчет. В итоге они становятся своеобразными заложниками международного фондового рынка.

Автор Admin 09 июля, 2008

Заложники фондового рынка


Выходя на внешние рынки капитала, российский бизнес стремится получить дешевые и длинные средства для дальнейшего развития, а также фиксирует полученную к моменту IPO прибыль компании. В то же время за счет участия западных инвесторов в акционерном или заемном капитале компании эмитент получает некое подобие политического иммунитета на свои активы. С имиджевой точки зрения участие иностранцев в российском бизнесе является признанием текущих успехов и перспективности этого бизнеса. Между тем компании не всегда принимают во внимание риски, сопровождающие внешние IPO.

ПЛАТА ЗА ВХОД

Среди рисков, сопутствующих внешнему первичному размещению ценных бумаг, один из основных – переключение инвесторов с развивающихся рынков на стабильные. Время от времени возникает объективная «перегре-тость» первичных размещений на развивающихся рынках. При проведении российских IPO «перегретость» провоцируется желанием хозяев бизнеса фиксировать прибыль по максимально возможной цене.

Автор Admin 08 июля, 2008  | 

Вооружайтесь, господа!


На свойствах продукции отражаются все преимущества и недостатки системы менеджмента качества, который существует в компании. Главное – суметь выявить в каждом конкретном проекте условия, которые влияют на уровень качества продукции. Если эти условия разработчиками проекта не рассмотрены с максимальной степенью детализации, то, возможно, данный проект инвестору или банкиру изучать вообще нет смысла. Риск уже слишком велик, как бы хорошо не смотрелись иные аспекты проекта.

Мало знать условия, необходимые для достижения качества, важно создать механизмы, позволяющие обеспечить их на практике. Эти механизмы должны быть рассмотрены в бизнес-плане. Инвестор и банкир также должны уметь самостоятельно разобраться в сущности описанных механизмов и решить, стоит ли экспертам их подробно анализировать.

Автор Admin 07 июля, 2008  | 

Борьба за качество


Как утверждал мой знакомый, бывший боец спецназа, «самые опасные риски те, о которых мы либо не знаем, либо не думаем». Риски, связанные с управлением качеством при реализации проектов создания или развития бизнеса, чаще других попадают в категорию тех, «о которых мы не знаем или не думаем». Часто эти угрозы являются причиной наступления самых тяжелых последствий или вовсе летального исхода для бизнеса. В новой книге «Управление качеством в бизнесе: рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров» мне подробно хотелось рассмотреть период, непосредственно предшествующий выпуску продукции вновь созданным или модернизированным предприятием. Период, когда в будущую продукцию будет заложено все, что впоследствии определит необходимый потребителю уровень качества.

ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ

Темпы развития предприятия напрямую зависят от успешной реализации инвестиционных проектов. Причем основное влияние на эффективность проектов оказывает именно качество производимой продукции. Чтобы обеспечить к моменту завершения проекта необходимое для потребителей качество продукции, участникам необходимо осуществить значительный комплекс работ.

Автор Admin 06 июля, 2008  | 

Планирование


Предвидеть изменения в ожиданиях заинтересованных сторон и требованиях регулирующих органов и действовать соответствующим образом.
Дифференцировать свою организацию от других компаний, действующих в том же сегменте рынка.
Предвидеть и минимизировать побочный ущерб.
Рассматривать проблемы репутационного риска на заседаниях совета директоров.

УПРАВЛЕНИЕ РЕПУТАЦИОННЫМ РИСКОМ
Способствует укреплению доверия к организации.
Помогает привлечь инвестиции.
Повышает лояльность клиентов и поставщиков.
Способствует увеличению стоимости продукции.
Помогает набирать лучших сотрудников.
Позволяет аккумулировать репутационный капитал, необходимый для предотвращения будущих кризисов.

Автор Admin 05 июля, 2008

Практические рекомендации


ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ
Используйте всю доступную информацию (результаты изучения сотрудников/ клиентов/ поставщиков, опросы инвесторов, диалог с заинтересованными сторонами, возможности интернета).
Внедряйте всесторонний подход с целью установления контроля за этим видом риска и раннего выявления признаков возможной опасности.
Превратите угрозы для репутации в конкурентные преимущества.
Определите имеющиеся возможности.

РОЛЬ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА
Сообщать свое видение и ценности.
Формировать благоприятный климат в организации.
Определять подход к принятию решений.
Использовать результаты диалога между риск-менеджерами и заинтересованными сторонами как основу для выработки стратегии развития.
Обеспечить распространение процесса риск-менеджмента на вопросы репутации и социальной ответственности.
Определить уровень риска, который организация может принять.
Сохранять подверженность риску в установленных пределах.
Добиться того, чтобы каждый сотрудник организации понимал, какой уровень риска от лица организации он уполномочен принять.

Автор Admin 04 июля, 2008

Как измерить доверие


Распространенный подход к моделированию репутационного риска предполагает использование многофакторной модели ценообразования активов (a multi-factorial asset pricing model), которая связывает доходность капитала с доходностью рыночного портфеля, индустриального сектора и переменной, представляющей фактор репутации. Эта переменная оценивается с помощью метода, основанного на изучении конкретного события (event study methodology). Данный метод позволяет определить, насколько вола-тильность дохода, наблюдавшаяся в течение рассматриваемого дня, была вызвана значительными отклонениями величины дохода от ожидаемого значения и дает возможность измерить репутационный риск.

Ключевым элементом в этой методике является подход к определению даты события: следует ли рассматривать непосредственно тот день, когда произошло значимое для репутации событие, или же дату публикации сообщений об этом событии? Какой промежуток времени проходит до того момента, как заинтересованные стороны узнают о таком событии?

Другой метод измерения основывается на остаточном риске: можно установить общую волатильность доходов и вычесть из полученного значения волатильность, присущую рыночным, кредитным и операционным рискам. Однако в этом случае следует помнить, что репутационный риск коррелирует с другими видами риска, что может привести к искажению полученного результата.

Автор Admin 03 июля, 2008

VOX POPULI


Результаты недавнего опроса, проведенного журналом Strategic RISK, свидетельствуют, что общепринятого подхода к оценке и управлению этим видом риска не выработано. При этом 97% опрошенных руководителей и риск-менеджеров отметили, что репутационный риск имеет для компании большое значение или вызывает у них серьезное беспокойство.

По мнению основной части респондентов, наибольшую угрозу для репутации представляет качество продуктов или услуг (76% опрошенных) либо этические проблемы или недостатки управления (более 50% опрошенных).

Автор Admin 02 июля, 2008  | 

Сколько стоит доброе имя


Репутация относится к числу наиболее ценных активов любой организации. Как показало глобальное исследование, проведенное в 2006 году компанией Interbrand и журналом Business Week, неосязаемая ценность бренда может составлять до 70% рыночной капитализации компании. В то же время, по признанию многих топ-менеджеров, именно этим видом риска управлять сложнее всего.

Репутация под угрозой

Общепринятого определения этого вида риска не существует. Согласно рекомендациям Базельского комитета, «репутационный риск возникает в результате операционных ошибок, несоблюдения соответствующих законов, постановлений или других причин». А в одном из документов Федеральной резервной системы говорится: «репутационный риск представляет собой возможность того, что преданная гласности негативная информация о деловой практике организации, правдивая или нет, приведет к сокращению клиентской базы, дорогостоящим судебным разбирательствам или снижению доходов».

Автор Admin 01 июля, 2008  |